Восхождение на Арагац – путешествие по Армении автостопом

Из прошлого поста вы узнали, что мы наконец-то встретились с нашим другом из Архангельска Сашей. Вместе с ним мы планировали восхождение на вершину горы Арагац.  Арагац  это потухший вулкан, самая высокая гора на территории современной Армении. В доисторические времена вулканическое извержение, сопровождавшееся взрывом, разрушило вершину горы.
Одна из вершин горы Арагац
Утром в Ереване первым делом мы отправились в магазин и купили продуктов. Это был ответственный момент и занял полдня.:) Следующим по плану нужно было добраться до села Арагац, откуда и начинался наш маршрут. Нам повезло, и из Еревана до места, мы добрались автостопом всего на одной машине. Перед подъёмом мы решили немного передохнуть и перекусить. Мы зашли в сельский магазинчик. Неподалёку скинули рюкзаки и наслаждались сочным арбузом в предвкушении покорения горных вершин!:)
Село Арагац
Восхождение на Арагац
Вдалеке виднеется западная вершина горы Арагац
Недалеко от села Арагац
Поля недалеко от села Арагац
Саша довольный есть арбуз
Улыбаемся
Довольные жизнью мы
Подсолнечные поля у села Арагац
Улыбашечка

И вот мы всё дальше и дальше от цивилизации. Идём по живописной горной дороге вдоль ущелья. Вскоре мы заметили грузовик. Водитель остановился и предложил подвезти нас. Мы с Наташей поехали в кузове, а Саша в кабине и развлекал водителя, который его угощал местным пивом.:) Прекрасный панорамный обзор открывался нам из кузова автомобиля. Около получаса мы поднимались в гору. Село, где недавно ещё перекусывали, стало крошечным и слегка заметным.

Автостопом в кузове ЗИЛа
Едем
Дорога вдоль ущелья
Ущелье
Саша весело болтает с водителем

Уже начинало холодать и моросил дождь. Вдалеке мы увидели палатки езидов и решили поторопиться. Езиды - это одна из самых многочисленных общин среди этнических меньшинств в Армении. Они зимуют в деревнях, но, как только сходит снег, покидают свои дома. Весну, лето и часть осени эти люди проводят в горах и пасут скот на высокогорных пастбищах.

Когда мы были совсем рядом, начиналась гроза, и шёл град. Нас заметили, и по лицам людей можно было понять, что нас рады видеть. А дети побежали показывать нам, где можно укрыться от непогоды!

В палатке, куда привели нас дети, мы увидели людей, которые были удивлены нашим внезапным появлением. По-русски говорила только одна женщина, Зина. Она предложила нам кофе и пригласила за стол. Так началось наше знакомство с семьей кочевников. Поблизости стояли еще палатки, где жили их родственники. Езиды оказались очень открытыми и добрыми людьми. Даже не зная языка, мы пытались разговаривать и шутить.

Вскоре погода успокоилась, и мы пошли ставить палатку. Все, и взрослые, и дети, из многочисленного семейства езидов последовали за нами и с интересом и восторгом наблюдали за нашими действиями, комментируя происходящее удивленными возгласами!:) Даже огромные собаки, которые пасли скот, подошли ближе и, дружелюбно обнюхивая гостей, с любопытством ждали, что же из всего этого получится.:)

Семья езидов
Армянское гостеприимство
Наш гостеприимный друг
Восхождение на Арагац
Паренек, который показал нам дорогу до палаток
Ослик
Собаки прибежали знакомиться
Огромные, но дружелюбные
Отара овец
Наши гостеприимные друзья

Вечером нас ждал накрытый стол, свежее теплое молоко и только что испеченный хлеб, рассказы о жизни в горах. Мы учили друг друга нашим языкам, и смеялись над тем, как смешно выходило произносить чужие слова. Езиды говорят не на армянском языке, а на курдсом диалекте. Ек, на их языке - это один, дэдё - два, сэсэ - три, ну - хлеб, тутек - печенье, чучек - маленький. Шурик, как оказалось - это спальный мешок, вот такие ассоциации с фильмом "Кавказская пленница". Сашу сразу же все начали называть Шуриком. Было очень весело!:)

Ночью в горах на высоте 3000 метров очень холодно. Нам выдали спальник из овечьей шерсти и два тулупа. Мы лежали в тулупах, смотрели вверх на миллиарды звезд, и каждый думал о своем...

Наша палатка на высоте 3000 метров
Собачка заинтересовалась, что мы такое делаем
Всей семьей желают нам доброй ночи
Темнеет
Звездная ночь
Рома в тулупе

Утром мы проснулись от того, что нашу палатку окружило стадо овец. Они с интересом заглядывали к нам, видимо, пытаясь зайти в гости.:) Мы решительно отказали им в этом удовольствии и пошли завтракать. Вдали виднелась северная вершина горы Арагац, которая манила нас своим величием. Мы знали, что скоро будем там, и наслаждались мыслями об этом.

Пришло время прощаться с семьей езидов. Они собирали нас в дорогу, как родных людей. Продуктов в наших рюкзаках все прибывало: хлеб, молоко, сыр, мята.. Было сказано много добрых, теплых слов, мы обещали обязательно вернуться еще раз. Все-таки нужно было расставаться, было жаль покидать столь уютный приют... Мы пошли вперед, и вскоре палатки казались нам лишь маленькими точками...

Прощаемся с гостеприимной семьей езидов
Раннее утро
Наш будильник
Девочка прощается с нами
Уходим все дальше и дальше от палаток
Палатки наших гостеприимных друзей уже почти не видно
Собачки провожают нас в путь

Мы все дальше и дальше отдалялись от палаток, поднимаясь вверх по тропе, которая то и дело терялась в завалах камней и зарослях травы. Дорога была изматывающей и долгой. Погода менялась каждые пять минут: то лил дождь, то на мгновение выглядывало солнце. Но несмотря на капризную погоду и тяжелые рюкзаки великолепие природы вокруг давало нам силы идти вперед. Горные реки, водопады, ледники и манящие к себе вершины не давали падать духом и настраивали нас идти к своей цели.

Мы добрались до кратера между четырьмя вершинами на высоте около 3500 метров и решили разбить лагерь здесь. Нам не хотелось торопиться и подниматься на саму вершину сейчас, потому что темнело быстро, и погода была переменчива. Мы договорились закончить наше восхождение утром следующего дня. Мы поставили палатку и начали готовить ужин. Облака проплывали ниже нас и поднимались по склону горы. Захватывающее зрелище, когда прямо на тебя надвигается облако и обволакивает все на своем пути.

Водопад
Сейчас станет темно
Водопад и ледник
Привал

Ночь выдалась настолько холодной, что утром палатка была покрыта коркой льда. На небе не было ни облака, и нужно было идти, пока погода не начала портиться. Сборы были недолгими. Мы оставили всё лишнее в палатке и пошли налегке.

Впереди была вершина горы, до которой оставалось подняться около 500 метров. Но подъём был таким крутым, что камни под ногами соскальзывали и осыпались вниз. Буквально приходилось карабкаться на четвереньках. Мы останавливались, отдыхали, наслаждались всем великолепием этих мест и снова шли дальше. Шаг за шагом, всё выше и выше...

И вот мы стояли на самой высокой вершине горы, на высоте 4090 метров! Эмоциям не было предела, мы сделали это!

Восхождение на Арагац
Мы на северной вершине горы Арагац
Уже совсем близки к цели
Недолгий привал
Красота
Одна из вершин горы Арагац
Прекрасные горы
Вид на ледник
Снова облако пытается догнать нас
Саша позирует
Вершина

Самое удивительное, что на вершине горы была связь! Мы звонили родственникам, друзьям, фотографировались. А еще отметили подъём десятилетним коньяком!:)

Но долго оставаться на вершине было нельзя. На такой высоте сложно дышать, кружится голова, да и погода начинала портиться. А впереди нам предстоял длинный спуск и переход через перевал.

Над облаками
Саша - герой
10-летний коньяк
На вершине
Спуск по леднику

Мы собрали лагерь и в состоянии эйфории пошли через перевал. "Мы достигли вершины, мы победили!", - счастью не было предела. По дороге, оборачиваясь назад, мы снова видели вершину Арагаца. Вдруг забывались усталость, головная боль, непослушные ноги, и хотелось обратно... Но ведь на свете еще столько гор, еще столько всего прекрасного, столько удивительных мест, которые ждут нас... Так что мы только вперед, навстречу приключениям!:)

Вечерело, мы добрались до озера и увидели какие-то здания. Существует древнее предание о том, что прежде горы Арарат (Масис) и Арагац были любящими сестрами. Однажды между ними произошёл спор – кто из них выше, прекраснее и стройнее. Гора Марута Сар тщетно пыталась помирить двух сестер, но они не слышали ее уговоров, тогда разгневанная, она прокляла их обеих –они оказались навсегда разлучёнными. С тех пор и по сей день на вершину Масиса не может ступить нога человека, а на вершине Арагаца возникло озеро из слез, которые она льёт круглый год.

Хотелось набрать воды и уже искать место для ночлега. Увидев людей, решили подойти узнать, есть ли здесь питьевая вода.

Озеро Кари
Спускаемся
Довольные мы
У озера Кари
Подходим к озеру Кари
Собрались тучи
Идем по леднику
Спуск был долгим

В поселении мы познакомились с местными жителями. Одним из них оказался колоритный пожилой мужчина по имени Самвел. Он рассказал нам историю своего первого восхождения на Арагац и показал старые чёрно-белые фотографии.

Только мы собрались продолжить путь, как Самвел спросил: "А знаете ли вы, что это за место?" Оказалось, что здесь находится физический институт, где проводятся исследования космических лучей. Он был основан известными армянскими физиками, братьями Алиханя, в 1943 году. Помощник Самвела предложил провести экскурсию, и мы с радостью согласились.

Спускаясь по тёмным тоннелям всё глубже и глубже, нам казалось, что это сон. Настолько нереальным было происходящее. Мы проходили шахты лифтов, непонятное оборудование, и, наконец, спустились на глубину 32 метра. Там был центр обработки информации со множеством кнопок, тумблеров и допотопными компьютерами. Наш экскурсовод рассказал нам об исследованиях, которыми занимается институт. Было очень неожиданно и интересно походить по лабиринтам коридоров этого мистического места.

Самвел
Фото с Самвелом
Физический институт и лаборатория по изучению космических лучей
Солнце почти село
Подземелье лаборатории
Все ниже и ниже
32 метра под землей
Что-то похожее на шахту лифта
Современное оборудование лаборатории:)
Закончим пост словами нашего попутчика Саши Васильева. Они очень точно передают наши эмоции:
"Горы - это что-то особенное в моей жизни. Не смотря на то, что я полностью еще не ощутил их волшебство и не познал их суть, но они заставляют меня восхищаться своим великолепием. Побывать в горах - была одна из главных моих задач в путешествии. Это было на самом деле здорово. Встречать там людей настолько далеких от суеты, людей совсем других нежели мы с вами, дышать воздухом свободы, и, поднявшись на вершину почувствовать сквозь усталость детский восторг - это многого стоит."

P.S. А вы были в Армении? Или может быть живете там? Какие эмоции у вас вызывает эта страна? Поделитесь, оставьте комментарий ниже!:)

P.P.S. Обратите внимание на статьи:

Надеемся, вам тоже удастся увидеть такую красоту своими глазами!

Путешествуйте! С уважением, Наташа и Рома.

Понравилась статья? Поддержи нас в социальных сетях, поделись с друзьями!

Спасибо, что читаете нас!